Ваш ребенок пошел в первый класс? Перед родителями в этот период возникает множество вопросов – как начать делать уроки и когда, как делать правильно уроки, обязательно ли взрослый должен находиться вместе с ребенком, какой должна быть помощь взрослого в этом процессе и др. В этой статье вы сможете узнать ответы на эти актуальные вопросы.
По мнению психологов, ребенку необходимо дать время после школы, чтобы он не говорил – не хочу делать уроки. Для младших школьников этот временной промежуток занимает от 45 минут до 2 часов. В это время можно пообедать, поиграть в подвижные игры на свежем воздухе. Дайте ребенку возможность забыть о школьных делах и заботах.
С первых же дней обучения в школе необходимо понять, как начать делать уроки, чтобы процесс подготовки домашнего задания превратить в своеобразный ритуал, который проходит в определенном месте, в определенное время. Создание таких условий помогает выработать у ребенка полезную привычку приготовления уроков, помогает избежать фраз типа «не хочу делать уроки». Исследования ученых показали, что оптимальное время для выполнения домашних заданий – с трех до пяти-шести часов вечера. Если за окном уже глубокая ночь, а уроки так до конца и не сделаны, то не надо требовать от ребенка доделать их обязательно сегодня. В этой ситуации оптимальным решением будет встать на следующий день пораньше и доделать уроки с утра или повторить урок по дороге в школу, если было задано выучить что-то наизусть. Время выполнения заданий без перерыва не должно быть больше 30 минут. Конечно, это зависит и от личностных особенностей ребенка: его темперамента, внимательности и др., но лучше делать перерыв хотя бы на 5-10 минут. В это время можно сделать зарядку для глаз, перекусить чем-нибудь вкусненьким.
На этот вопрос можно ответить просто и однозначно: «да». В одиночку в возрасте 8-10 лет ребенку еще трудно выполнять домашние задания: он не может сосредоточиться, правильно распределить время, он пока еще не уверен в правильности своих действий – именно поэтому ему так необходим рядом взрослый человек. Вовсе не обязательно это должен быть один из родителей, самое главное, чтобы ребенок доверял этому взрослому. В идеале первые несколько лет ребенок должен делать уроки под присмотром взрослого, но часто жизнь вносит свои коррективы. Если Вы приходите с работы поздно и не можете присутствовать при подготовке уроков, то необходимо выработать вместе с ребенком несколько условий «как правильно делать уроки». Например, до Вашего прихода домой, сделать простые предметы (чтение, окружающий мир, рисование и др.), а остальные предметы выучить вместе с Вами. Если в домашнем задании есть непринципиальные ошибки, то нет необходимости переписывать весь текст полностью – гораздо эффективнее будет научить ребенка аккуратно исправлять их. Очень часто дети делают домашние задания на черновике, а после прихода родителей поздно вечером переписывают их в тетрадь, делая при этом множество описок просто из-за того, что он устал. «Механическое переписывание не приносит никакой пользы, и скорее даже вредит», - говорят психологи. На черновике лучше тренироваться в написании отдельных сочетаний слов, которые трудно даются.
Как мы уже говорили, взрослый обязательно должен присутствовать во время приготовления уроков, но это вовсе не значит, что они должны делать за ребенка уроки, диктовать ему, что написать в тетради и т.п. Чтобы у ребенка не возникло ощущения того, что взрослый обязан делать уроки за него, можно вместе с ребенком, уточнить задание, проговорить процесс его приготовления и, пояснив ребенку, что он может обратиться за помощью в случае необходимости, заняться своими делами. Именно в такие моменты он получает возможность стать самостоятельнее. Нет никакой необходимости «дышать ребенку в затылок», наблюдая за тем, как он пишет или решает задачу. При объяснении трудных и непонятных для ребенка моментов, очень важно не просто решить за него задачу или подсказать правильное написание слова, а именно помочь делать уроки. Это значит сделать так, чтобы ребенок самостоятельно пришел к правильным вариантам решения той или иной задачи, ставя перед собой правильные вопросы и отвечая на них. Родители должны ставить перед собой цель не сделать в данный момент то, что задано на дом, а научить ребенка размышлять, видеть перед собой схему решения задачи, а в идеале, и причины, почему что-то не получилось.
Многие родители предпочитают не общаться с учителем своего ребенка, перекладывая эту «ношу» на плечи ребенка. Они считают, что их функции воспитания ребенка ограничиваются выполнением домашних заданий, а в школе пусть работает учитель. Есть и те, которые просто требуют от учителя как можно больше дополнительных заданий по различным предметам, считая, что таким образом они развивают своего ребенка. Но это в корне неверно. В обоих случаях они мешают ребенку нормально развиваться! С учителем своего ребенка нужно сотрудничать в обязательном порядке, обсуждать с ним возникающие при выполнении домашних заданий трудности. Ведь наука не стоит на месте, а методик преподавания огромное множество, и учитель подскажет вам, как лучше заниматься дома. Нельзя перекладывать на плечи ребенка функции общения с учителем, в начальной школе им еще трудно объяснить, что именно им непонятно и вызывает трудности, и научить их этому задача именно родителей. Конечно, дополнительные упражнения чаще всего оказывают положительное влияние на результаты учебы, но все хорошо в меру. После завершения выполнения заданий можно предложить ребенку решить задачу дополнительно, так сказать, для проверки своих знаний. Но гораздо эффективнее будет найти применение полученным знаниям на практике, например, при расчете количества продуктов при приготовлении блюда на 7 человек, а не на 4. Но все это только по желанию ребенка!.
Многие родители знакомы с ситуацией, когда процесс подготовки уроков застопорился, и ребенок не только не понимает, что делать, но даже и не хочет понимать. Вы раздражаетесь, начинаете нервничать, кричать – в вашей совместной с ребенком работе наступил кризис. Что делать в такой ситуации? Во-первых, закройте тетради, учебники, прервитесь, как советуют психологи, на «тайм-аут». Тайм-аут – это небольшой перерыв, когда и ребенок и Вы можете успокоиться. В это время лучше заняться каким-нибудь незначительным делом – можно умыться, сделать дыхательную гимнастику и др. Если в процессе подготовки уроков постоянно будут присутствовать негативные эмоции со стороны родителей, это может привести к тому, что ребенок почувствует свою вину и будет бояться Вас разочаровать. Выходом из такой ситуации будет делегирование полномочий по совместной подготовке уроков другому взрослому человеку – репетитору, родственнику и др.
В последнее время стало очень модным нанимать репетиторов для ребенка по различным предметам. И это делается иногда без всякой видимой причины, просто так, на всякий случай. Это не самый разумный подход к ситуации. Ведь ребенок может подумать, что он не может справиться самостоятельно, у него появится повышенное чувство тревожности, вины перед родителями за свою никчемность. Единственный вариант, когда репетитор необходим – явное отставание от учебной программы, когда учитель советует подумать о дополнительных занятиях. В этом случае обязательно поговорите с ребенком, объясните, чтобы он не воспринимал дополнительные занятия как наказание.
У каждого родителя момент, когда ребенок самостоятельно готовит домашние задания, наступает в разное время. Это значит, что он уже научился без помощи взрослого планировать свое время, ответственно относится к выполняемой работе. Здесь самое главное – быть внимательным к ребенку, постепенно «отпуская вожжи», ведь самостоятельность возникает постепенно. Первым этапом будет проверка домашних заданий через день, через три-четыре дня, раз в неделю. Иногда дети сами заявляют о своей самостоятельности. «Вот будет тройка в четверти, тогда и будешь волноваться», - заявляют они. Но, конечно, это не отменяет совместного доброжелательного обсуждения успехов и трудностей, возникающих у ребенка в школе. Это необходимо практически до окончания школы. Ведь детям в любом возрасте необходимо признание родителями его успехов.
2014-03-07